Полезная информация
Комитета общего и профессионального
образования Ленинградской области
191124, Санкт - Петербург, площадь Растрелли д. 2 А
Электронная почта
office_edu@lenreg.ru
Телефон приемной 539-44-50
Факс 539-44-79
Председатель Комитета общего и профессионального образования
Ленинградской области
Реброва Вероника Ивановна
Комитет по образованию администрации МО
«Всеволожский муниципальный район»
Ленинградской области
188641, г. Всеволожск, ул. Вахрушева, д.3
Председатель Комитета по образованию
Федоренко Ирина Петровна
тел: 8 (813-70) 57- 038
e-mail: vsevcom@vsevcom.ru
Заместитель председателя
Комитета по образованию
и общим вопросам
Чурикова Евгения Германовна
тел: 8 (813-70) 57- 032
e-mail: zam@vsevcom.ru
Начальник сектора дошкольного образования
Горбачева Анна Геннадьевна
тел: 8 (813-70) 38- 022
tnn@vsevcom.ru
Комитет по социальным вопросам
Администрации МО Всеволожский
муниципальный район ЛО
8(81370) 25-099
Всеволожская городская прокуратура
188640 г. Всеволожск, Колтушское шоссе, дом 138.
8 (81370) 23-326
Официальный сайт: http://prokuratura-lenobl.ru
Комиссия по делам
несовершеннолетних и защите их прав
г. Всеволожск, Колтушское шоссе, д. 138
8 (81370) 23-624
Отдел опеки и попечительства
г. Всеволожск, Всеволожский пр., д. 12 8 (81370) 20-316
Региональный представитель
Уполномоченный по правам ребенка
Сайт www.47deti.ru
Противодействие коррупции
Служба психологической поддержки
телефон доверия
8 800 2000 122
Материалы подобраны учителем – логопедом О.Н. Ивановой
Особенности речи детей старшего дошкольного возраста.
Речь ребенка развивается постепенно. К 3-4 годам закладываются основы детской речи.
На пятом году жизни речь ребенка активно формируется. Он усваивает способы образования слов: существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов (например, животных и их детенышей); глаголов с помощью приставок; степеней сравнения прилагательных. Словарь расширяется, в нем появляются существительные, обозначающие части предметов, и больше качественных прилагательных. Ребенок пользуется не только простыми распространенными, но и сложноподчиненными с союзами «а», «и», а также сложноподчиненными предложениями с придаточными причины (…потому что…) и времени (…когда..). Он правильно произносит почти все группы звуков, но по-прежнему с нарушениями – шипящие, сонорные звуки.
Основные ошибки этого периода. Ребенок может неправильно согласовывать слова в предложении. Бывают трудности при составлении предложения – пропуск его членов. Ребенок склонен замечать чужие ошибки произношения, но не свои. Речь не всегда интонационно выразительна. Дети этого возраста еще не умеют соизмерять громкость голоса с обстоятельствами, им трудно говорить размеренно.
На шестом году жизни продолжается совершенствование всех компонентов речевой системы. Словарь обогащается обобщающими понятиями, систематизируется (усваиваются отношения антонимии-синонимии, многозначность). Развивается функция словоизменения: ребенок учится изменять существительное по падежам, глаголы по лицам и числам. Совершенствуется звуковая сторона речи. Ребенок начинает различать недавно усвоенные звуки (свистящие, шипящие, сонорные).
Основные ошибки этого периода. Активно овладевая системой склонения и спряжения, ребенок встречается с историческими чередованиями (например, косил – кошу, писал – пишу, метал – мечу, сказал – скажу, гость – гощу), представляющими сложность для детей этого возраста, особенно на фоне продолжающего формирования фонематической системы: недостаточно сформированного фонематического восприятия и слухо-произносительных дифференцировок свистящих, шипящих, свистящих – шипящих и сонорных звуков. Чтобы усвоить эти явления, требуется большая языковая практика.
В фонематической системе каждая единица характеризуется определенной совокупностью смыслоразличительных признаков. Для согласных звуков в русском языке это: твердость или мягкость, звонкость или глухость, способ и место образования, наличие или отсутствие назализации. Если фонемы отличаются только смыслоразличительным признаком, их называют близкими, оппозиционными.
У старших дошкольников 6-7 года жизни формируются фонематическое восприятие и слухо-произносительные дифференцировки следующих оппозиционных фонем: С-З, Ш-З (отличаются работой голосовых связок); С-Ш, СЬ-Щ, З-Ж (отличаются местом образования); Т-Ц, С-Ц, ТЬ-Ч, Щ-Ч, Р-Л (отличаются способом образования).
Ребенок уже понимает, что изменение одной фонемы в слове (дар-дал, сор-бор-хор) или их последовательности (соль-лось, замок-мазок) меняют смысл или разрушают слово.
Умение выделить из множества звуков, воспринять, отделить от других и запомнить определенные смыслоразличительные признаки фонем – плод совокупной работы нескольких систем мозга*? Рече-слухового и рече-двигательного анализаторов (преимущественно первого), слухового зрительного, сохранной пространственно-временной и двигательной систем.
Однако в период обучения чтению, счету и письму достаточно часто обнаруживаются недостатки зрительно-пространственных восприятия и представлений у детей. Многие дети путают правую и левую стороны, зеркально изображают буквы, пытаются писать, читать и решать примеры справа налево. Многим трудно понять и правильно употреблять предложные конструкции, означающие пространственные отношения.
Подобные недостатки чаще всего встречаются на фоне недостаточно развитой мелкой (пальчиковой) и речевой моторики, что, в свою очередь, тесно связано с нарушениями звукопроизношения.
Язык при артикуляции перемещается во рту с большой скоростью. А точность его движения исключительно важна для членораздельной речи.
Развитие пальчиковой моторики не только имеет ведущее значение для успешного овладения актом письма, но и ускоряет развитие речевой моторики, так как представительства в мозгу движений мышц языка и пальцев рук близко соседствуют. И. Кант отмечал: «Рука является вышедшим наружу головным мозгом». Подобные высказывания встречаются и в работах отечественных педагогов: «Есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция есть еще одна речевая зона» (М.М.Кольцова).
Логопедические упражнения без музыкального сопровождения
Речевые упражнения без музыкального сопровождения в стихотворном варианте можно использовать в разных видах занятий, бытовой деятельности, в процессе наблюдений на природе, в качестве физкультминутки.
Логопедические стихотворные упражнения без музыкального сопровождения «расскажи своими руками» можно использовать как логопедические, и как логоритмические при условии расстановки ритмических акцентов.
Выделяем следующие средства:
- ходьба и маршировка в различных направлениях;
- упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции;
- упражнения, регулирующие мышечный тонус;
- упражнения, активизирующие внимание;
- счетные упражнения;
- речевые упражнения без музыкального сопровождения;
- упражнения, формирующие чувство музыкального размера и метра;
- упражнения, формирующие чувство музыкального темпа;
- ритмические упражнения;
- пение;
- упражнения, в игре на детских музыкальных инструментах;
- самостоятельная музыкальная деятельность детей с речевыми нарушениями;
- игровая деятельность;
- упражнения на развитие творческой инициативы;
- заключительные упражнения.
К стихотворному материалу предъявляется ряд требований. Он должен
иметь:
- определенный динамический размер, чтобы можно было соотнести движения руками, ногами, туловищем с ритмом речи;
- среднюю длину строки, так как для длинной строки трудно подобрать соответствующее движение;
- сюжетную линию и действующее лицо, чтобы исключить механические движения и воспитывать у детей понимание логической связи между текстом и движением;
- при подборе стихотворений необходимо учитывать возраст, речевые и двигательные возможности детей.
Не все речевые упражнения можно выполнять, двигаясь и одновременно произнося стихи. Это может вызвать расстройство дыхания.
«Рассказывание» стихов с помощью рук неизменно вызывает у детей живой интерес, повышает эмоциональный тонус, эффективность запоминания, способствует развитию произвольного внимания, крупной и мелкой моторики, координации движений, воображения, образности мышления.
Совместные действия со взрослыми и сверстниками снимают неуверенность, зажатость у ребенка, которые часто связаны с речевым дефектом или личностными комплексами.
Обязательно надо учитывать возраст детей при выборе содержания и объема стихотворения. Можно делить стихи на части.
В стихах содержится много глагольных форм, что очень полезно для детей с общим недоразвитием речи, у которых образование глагольных форм вызывает определенные трудности.
Попробуйте некоторые речевые упражнения без музыкального сопровождения
1.
Выпал беленький снежок,
Собрались мы все в кружок.
Снег, снег, белый снег заметает он нас всех.
Мы на саночки садимся
И под горку быстро мчимся.
Снег, снег, белый снег кружит, падает на всех.
Дети все на лыжи встали,
Друг за другом побежали.
Снег, снег, белый снег мчимся мы быстрее всех.
Мы из снега ком слепили,
Потом куклу смастерили.
Снег, снег, белый снег кукла вышла лучше всех.
Дети к вечеру устали,
Все в кроватках задремали.
Снег, снег, белый снег спят ребята крепче всех.
2.
В понедельник мы стирали,
Пол во вторник подметали,
В среду мы пекли калач,
А в четверг играли в мяч.
Чашки в пятницу помыли,
А в субботу торт купили.
В воскресенье, в воскресенье,
Мы пошли на день рожденья.
3.
Заводил шофёр мотор,
Нажимал он на стартёр,
Крепко руль в руках держал,
Грузовик и побежал.
( зелёный – движение детей по кругу,
красный – присесть,
желтый – стоп на месте)
Красно ясно – путь опасный,
Жёлтый – тоже подожди,
А зелённый свет – кА
4.Мяч
Это мяч, круглый мяч, («рисуют» руками большой круг)
Красный мяч, гладкий мяч, (два раза «рисуют полукруг)
Любит мячик прыгать вскачь. ( Четыре прыжка на обеих ногах
руки на поясе)
Вот так мяч, круглый мяч. (Опять «рисуют» большой круг)
5.
Мы по лесу шли, шли и малинку нашли.
Сели, поели и дальше пошли.
Мы по лесу шли, шли и черничку нашли.
Сели, поели и дальше пошли.
Мы по лесу шли, шли и брусничку нашли.
Сели, поели и дальше пошли.
Мы по лесу шли, шли и ежевику нашли.
Сели, поели и дальше пошли.
6.
Есть у нас огород,
Там морковка растёт.
Вот такой ширины,
Вот такой вышины.
Ты, морковка к нам спеши,
С нами вместе попляши.
А потом не зевай
И в корзинку полезай!
7.
Грач качался в гамаке.
Гуси в волнах на реке.
Мимо голуби летели,
И на веточку присели.
Веточка качается
Не плохо получается.
8.
Вот лягушка по дорожке
Скачет вытянувши ножки.
Увидала комара
Закричала: «ква – ква – ква».
(водящий – лягушка, закрывает глаза,
кто – то из детей квакает,
водящий угадывает кто это)
Список литературы:
1.В.В.Цвынтарный «Играем пальчиками и развиваем речь»
2.И.А. Кравченко «игры и упражнения со звуками»
3.И.Б. Мусова « Логопедические чистоговорки»
4.Е.А. Алябьева « Логопедические упражнения без музыкального сопровождения»